Не менее распространенными при государственной регистрации юридических лиц являются и правонарушения, совершенные другой стороной этих правоотношений, - заявителем и (или) юридическими лицами.
Административная ответственность таких субъектов предусмотрена некоторыми нормами статьей 14.1 и 14.25 КоАП РФ, в которых предусмотрены следующие составы административных правонарушений:
- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве юридического лица, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.1);
- непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.25);
• предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет (ч. 4 ст. 14.25).
Деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, для квалификации как административного правонарушения должно характеризовать с субъективной стороны умыслом, в то время как деяние, предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, - неосторожностью.
Формула умысла раскрывалась в предыдущей части. Согласно ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Субъектом описываемых правонарушений являются должностные лица.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями: районных судов - производство по которым осуществляется в форме административного расследования; арбитражных судов - совершенных юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями, в случаях, не требующих проведения административного расследования; мировыми судьями - совершенных гражданами, а также должностными лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в случаях, когда проведение административного расследования не предусмотрено.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.25 КоАП рассматривают не судьи, а органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 23.61 КоАП РФ). От их имени такое право предоставлено:
1) руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также его заместителям;
2) руководителям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, так же как и дела о правонарушениях, совершенных должностными лицами регистрирующих органов, рассматриваются районными судьями.
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять: по статье 14.1 КоАП РФ - должностные лица органов внутренних дел (милиции); по частями 3 и 4 статьи 14.25 КоАП РФ - органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (а именно, указанные выше должностные лица) (ч. 1 ип. 1 и 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Особым видом санкции за совершение предусмотренных ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ правонарушений является дисквалификация.
Согласно ст. 3.11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Это означает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а только определенным ее видом. Устанавливаемый запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации и позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством. Это обусловлено тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно .
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные
функции в органе юридического лица, к членам совета директоров.
При этом отметим, что дисквалификация должностного лица не является самоцелью регистрирующих (налоговых) органов; это скорее механизм, позволяющий исключить недобросовестных должностных лиц из экономических отношений .
Сведения о дисквалификации вносятся в государственный реестр относительно юридических лиц, в которых это лицо является руководителем или лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности в каждом регистрирующем (налоговом) органе. В случае, если юридическое лицо не внесет изменения в сведения о руководителе, на период дисквалификации прежнего руководителя юридическое лицо становится "обезглавленным", ведь дисквалифицированный руководитель не вправе подписывать отчетность юридического лица, осуществлять операции по счетам в банках. В указанных случаях юридическое лицо может попасть в категорию "недействующих", что может быть использовано регистрирующими (налоговыми) органами при проведении работы по реализации положений ст. 21.1 Закона о государственной регистрации.
Совершение наиболее тяжких по характеру общественной опасности деяний влечет для виновных лиц уголовную ответственность. В нашем случае наибольший интерес вызывает статья 171 УК РФ, которая закрепляет криминализацию следующих общественно опасных деяний в сфере государственной регистрации юридических лиц:
- осуществление предпринимательской деятельности без регистрации;
- осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации;
- представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Санкция заключается в штрафе размером до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.
Обязательным признаком составов данных преступлений служит общественно опасное последствие, выраженное в форме крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо сопряженность с извлечением дохода (т.е. выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности) в крупном размере. При этом под крупным ущербом и крупным размером, согласно примечанию к ст. 169 УК РФ, понимаются ущерб или доход в сумме, превышающей дести пятьдесят тысяч рублей.
Часть 2 статьи 171 УК РФ предусматривает квалифицированные составы преступления:
- те же деяния, совершенные организованной группой;
- те же деяния, сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере.
За эти деяния предусмотрены более жесткие меры ответственности: штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение этой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).
Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих такую заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности .
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Под извлечением дохода в особо крупном размере следует понимать извлечение дохода в сумме, превышающей один миллион рублей.
Обязательным элементом составов этих преступлений является субъективная сторона, выраженная в форме прямого или косвенного умысла, т.е. виновный осознает общественную опасность незаконного предпринимательства, предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечения дохода в крупном размере, и желает, сознательно допускает либо безразлично относится к этому.
По смыслу закона субъектом преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ, может быть юридическое лицо. При осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности подлежит ответственности по ст. 171 УК РФ лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации. Таким образом, если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность с нарушением правил регистрации, с предоставлением заведомо подложных документов, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ .
|