Исполнительный орган (директор, правление и т.п.) призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников), при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т.д.).
Основное отличие исполнительного органа от других органов состоит в том, что именно он представляет юридическое лицо в гражданском обороте, без доверенности совершая от его имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей юридического лица.
Ж. В разделе 8 заявления указывается количество видов экономической деятельности, которыми планирует заниматься регистрируемое юридическое лицо.
Сведения о видах экономической деятельности включают в себя цифровое и буквенное наименование вида деятельности. Данные сведения берутся из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Цифровые коды по ОКВЭД состоят из двух-шести цифровых знаков, где каждый из последующих конкретизирует предыдущий: первые два обозначают класс (напр., 10 - добыча каменного угля, бурого угля и торфа), затем после точки одна цифра - подкласс (10.1 - добыча, обогащение и агломерация каменного угля), затем одна цифра - группа (10.10 - добыча, обогащение и агломерация каменного угля), затем после точки одна цифра - подгруппа (10.10.1 - добыча каменного угля), затем последняя цифра - вид (10.10.11 - добыча каменного угля открытым способом). При этом не обязательно, чтобы любая классификация содержала в себе все шесть цифр; для отдельных видов деятельности она может вообще состоять всего лишь из трех цифр. Окончательная цифра и записывается в реестр. Под буквенным наименованием видов экономической деятельности понимается расшифровка записанного кода (напр., 10.10.11 - добыча каменного угля открытым способом). В форму, прикладываемую к заявлению, подлежат внесению все виды экономической деятельности, которыми планирует заниматься юридическое лицо. Каждый лист формы может вместить в себе информацию не более чем десяти видов экономической деятельности. Если таких видов насчитывается свыше десяти, то заполняется второй лист по таким же правилам, как и первый, при полном заполнении второго листа - третий и т.д. При этом закрепляется такое требование, что первым в списке видов экономической деятельности должен быть указан основной вид.
3. Большое значение имеет в составе заявления и подтверждение заявителем достоверности представленных на регистрацию документов. Значение это актуализируется тем, что по общему правилу процедура государственной регистрации основывается на проверке лишь формальной стороны представленных документов (их количестве и правильности заполнения), в то время как содержательная сторона (достоверность содержащихся в документах сведений) регистрирующими органами оставляется без должного внимания. Чтобы минимизировать правонарушения в этой сфере в заявлении предусматривается, что заявитель лично подтверждает достоверность
документов, т.е. берет на себя возможную ответственность за какие-либо неточности. Эффективность такого метода многими специалистами подвергается обоснованным сомнениям, и при этом подчеркивается, что такой подход вряд ли сможет обеспечить правопорядок при государственной регистрации юридических лиц.
Заявитель должен подтвердить следующие факты:
1) представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;
2) сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны;
3) при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов), на момент государственной регистрации;
4) в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими органами и (или) органами местного самоуправления.
2. Решение о создании юридического лица - второй документ, который необходимо представить в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица при его создании. Четкой формы решения ни законами, ни подзаконными актами не предусмотрено. Закон (п. "б" ст. 12 Закона о регистрации) лишь указывает, что оно может быть представлено "в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Суть данного документа заключается в том, что создание юридического лица - это воля, выраженная лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью, то есть учредителями (учредителем). Объективную форму эта воля принимает в волеизъявлении, т.е. в официально выраженной воле. Данными формами могут выступать протокол, договор или иной документ. Причем обязательных требований к оформлению этих документов законодательство не содержит, поэтому учредителям в этом отношении предоставляется свобода выбора, но она ограничивается тем, что решение о создании должно объективно выражать волю учредителей. При наличии нескольких учредителей решение о создании юридического лица принимается ими совместно. Если юридическое лицо создается одним учредителем, достаточно его волеизъявления.
Некоторые законодательные нормы уделяют внимание содержательной стороне решения о создании. Так, Федеральный закон "Об акционерных обществах" (п. 2 ст. 9) обязывает учредителей акционерного общества отразить в решении результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов
управления общества.
Правовой статус договора является спорным. Под договором гражданское законодательство понимает и учредительный договор (являющийся учредительным документом для некоторых организационно-правовых форм), договор о совместной деятельности (договор простого товарищества) и специально принятый договор о создании, слиянии или присоединении юридического лица . Закон о регистрации четко не регламентирует, нужно ли обязательно представлять в регистрирующий орган специальный договор о создании юридического лица, или не будет ошибкой и представление учредительного договора, схожего с ним по содержанию. Отчасти решение этого вопроса можно найти в отдельных нормативных правовых актах. В соответствии с нормами ГК РФ, учредительный договор не может представляться в регистрирующий орган при создании следующих юридических лиц: акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью (созданных одним учредителем), кооперативов (производственных и потребительских), учреждений и т.п. Данный вывод основан на том, что для юридических лиц этих организационно-правовых форм не требуется наличия учредительного договора как одного из учредительных документов. Соответственно, решение о создании такие юридические лица (за исключением обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданных одним учредителем) могут оформить специальным договором о создании (не считая протокола и иной формы). На это указывает, в частности, и п. 5 ст. 9 Федерального закона "Об акционерных обществах", который закрепляет, что "договор о создании акционерного общества не является учредительным документом общества".
Соответственно остальные юридические лица (например, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданные двумя и более учредителями, хозяйственные товарищества) должны предоставить в регистрирующий орган учредительный договор.
Протокол составляется в том случае, если решение о создании юридического лица принимается на конференции (съезде, общем собрании и т.п.) учредителей. Как правило, он содержит в себе вопросы, вынесенные на обсуждение, и результаты голосования по этим вопросам.
Под иной формой решения о создании юридического лица предусматривается форма: а) объективно отражающая волю учредителей (учредителя) и б) оформленная в соответствии с законодательством РФ. Примером таких форм являются правовые акты о создании юридических лиц, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления (унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, сами органы государственной власти и органы местного самоуправления, акционерные общества со стопроцентным участием государства). Как указывается в литературе, на практике возникают трудности с предоставлением такого решения. Используя формальные требования Закона,
заявителям в этом случае необходимо будет предъявить в регистрирующий орган подлинник (т.е. официально опубликованный) или надлежащим образом заверенный нормативный правовой акт (указ, решение, постановление, распоряжение, приказ) уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Но что значит подлинник официального решения органа государственной власти или органа местного самоуправления? Ведь они проходят официальную процедуру опубликования, что презюмирует их общеизвестность. Да и вряд ли какой нотариус встречался со свидетельствованием подлинности нормативного акта.
3. В список документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган, входят и учредительные документы регистрируемого юридического лица. При этом закон подчеркивает, что разрешается представить как подлинники, так и нотариально заверенные копии.
Согласно п. 1 ст. 52 ГК РФ, "Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся некоммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида".
Таким образом, закон допускает в качестве учредительных следующие документы:
1) устав;
2) учредительный договор;
3) общее положение об организации данного вида.
Однако все эти виды документов не могут вместе являться учредительными документами конкретного юридического лица. Для того чтобы определить учредительные документы определенного юридического лица необходимо обратить внимание на его организационно-правовую форму. В зависимости от отдельных организационно-правовых форм могут выступить следующие комбинации учредительных документов:
1) устав - для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью (в случае если учредителем выступает одно лицо), акционерных обществ, кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, фонда, учреждения (может быть заменен на общее положение);
2) учредительный договор и устав - для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, ассоциаций и союзов;
3) учредительный договор - для хозяйственных товариществ;
4) общее положение об организации данного вида - характерно только для некоммерческих организаций. Общее положение оформляется как акт, которым данное юридическое лицо создается. Как правило, такие положения издаются для создания конкретного юридического лица (например, Положение о Политехническом музее, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г.).
Помимо наименования и количества, учредительные документы,
подаваемые на регистрацию, должны соответствовать закону и по содержанию. Основные требования к содержанию учредительных документов сформулированы в п. 2 ст. 52 ГК РФ.
Содержание учредительных документов может определяться и специальными нормативными актами, определяющими правовое положение отдельных организационно-правовых форм юридических лиц (напр., ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 11 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Федеральная налоговая служба допускает возможность представления в регистрирующий орган двух экземпляров учредительных документов. В этом случае регистрирующий орган, осуществив государственную регистрацию юридического лица, проставляет на обороте последнего листа одного экземпляра учредительных документов на месте прошивки специальный штамп, подтверждающий проведение регистрации юридического лица. Данный штамп удостоверяет достоверность сведений учредительных документов. Это позволяет контрагентам юридического лица требовать представления для ознакомления таких учредительных документов. Не редки на практике ситуации, когда юридические лица умышленно вводят своих контрагентов в заблуждение, предоставляя им перед сделкой недостоверные учредительные документы. Введенная практика выдачи регистрирующими органами учредительных документов со специально проставленным штампом позволяет таких ситуаций избежать.
4. Еще одним документом, который необходимо представить в регистрирующий орган, является выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица -учредителя.
Как можно понять из названия данного документа, его не нужно представлять при государственной регистрации всех юридических лиц; он необходим при регистрации юридических лиц, учредителем которых является иностранное юридическое лицо. По сути, это документ, подтверждающий юридический статус конкретного юридического лица в иностранном государстве. В качестве наиболее распространенного документа такого типа, по отечественному образцу, выступает выписка из реестра юридических лиц. Но закон не ограничивает заявителя в предоставлении именно этого документа. Вполне реальна такая ситуация, что в иностранном государстве юридические лица не проходят государственной регистрации или их данные не заносятся в реестры. В этом случае документом, подтверждающим юридический статус такого юридического лица, будет выступать иное доказательство данного факта. Но подчеркнем еще раз, даже если в иностранном государстве и ведутся реестры юридических лиц и свободно даются из него выписки, заявитель все равно вправе представить в регистрирующий орган любое доказательство, подтверждающее юридический статус иностранного юридического лица - учредителя.
|