При определении постоянно действующего исполнительного органа юридического лица необходимо руководствоваться положениями ГК РФ, федеральных законов о соответствующем виде юридического лица, иными федеральными законами, а также учредительными документами юридического лица.
В полном товариществе и товариществе на вере (коммандитном товариществе) постоянно действующие органы не формируются, и от имени юридического лица вправе действовать каждый участник полного товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам.
В. При заполнении заявления следует обратить внимание и на сведения о количестве учредителей. Могут возникнуть определенные сложности с определением количества учредителей хозяйственных товариществ (полных товариществ и товариществ на вере). Методические рекомендации, разработанные налоговым ведомством, указывают, что в заявлении в этом случае необходимо указать количество только полных товарищей. В случаях регистрации хозяйственного общества или производственного кооператива в этом разделе указывается количество всех учредителей юридического лица. При представлении заявления о государственной регистрации унитарного предприятия в сведениях об учредителях указывается наименование уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, принявшего решение о его создании, в соответствии со статьями 113-115 ГК РФ.
Г. Раздел 4 формы заявления предполагает указание сведений о держателе реестра акционеров акционерного общества.
Форма сведений о держателе реестра акционеров акционерного общества является результатом требований Федерального закона "Об акционерных обществах", который закрепляет необходимость ведения реестра сведений о каждом зарегистрированном акционере, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного акционера, иных сведениях, предусмотренных правовыми актами. Суть деятельности по ведению реестров акционеров изложена в ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", а именно, представляет собой сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг (акционеров). Такой реестр вправе вести само акционерное общество (если число акционеров не превышает пятидесяти) или профессиональный участник рынка ценных бумаг (обязательно юридическое лицо), именуемый регистратором. При количестве акционеров в акционерном обществе свыше пятисот человек держателем реестра должен быть специализированный регистратор, которым может выступать независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг (абз. 10 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). В качестве профессионального участника рынка ценных бумаг выступает, как правило, эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной
власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Д. Особо следует обратить внимание также на размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевого взноса, т.е. минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов. Во-первых, необходимо определиться, какое наименование капитала предусматривает выбранная для регистрации организационно-правовая форма юридического лица. Напомним, что по общему правилу большинство организационно-правовых форм юридических лиц имеют уставный капитал, разделенный на доли, акции и др. Однако для некоторых организационно-правовых форм предусматриваются другие наименования. Так, в силу того что правовой статус хозяйственных товариществ (полных товариществ и товариществ на вере) не предусматривает в качестве учредительного документа устава, то минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов, носит название складочного капитала. Для кооперативов, несмотря на то что учредительным документом является только устав, данный размер имущества имеет наименование не уставного, а паевого фонда, который создается посредством внесения паевых взносов. А, например, законодательство об унитарных предприятиях четко определило, что размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов унитарного предприятия, называется уставным фондом.
Во-вторых, форма заявления также предусматривает и указание на конкретную денежную сумму, которая и составляет уставный капитал (уставный фонд, складочный капитал, паевые взносы). Поэтому при заполнении этой графы необходимо иметь в виду, что законодательство для некоторых организационно-правовых форм юридических лиц определяет минимальный размер уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов). Но вместе с тем нужно учитывать и то, что закон допускает возможность уплаты лишь части (также строго оговоренной) этой суммы на момент государственной регистрации юридического лица. Несмотря на это, сумма, указываемая в графе об уставном капитале (уставном фонде, складочном капитале, паевых взносах), должна быть равна полной (хотя и планируемой) сумме уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов).
В качестве примеров правового регулирования размера уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) можно указать следующие. Так, действующая статья 14 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" определяет минимальный размер уставного капитала ООО в сто минимальных размеров оплаты труда на дату представления документов для государственной регистрации ООО. При этом п. 2 ст. 17 этого же Закона закрепляет, что "на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен не менее чем наполовину".
Аналогично и Федеральный закон "Об акционерных обществах" (ст. 26)
минимальный размер уставного капитала для закрытых АО определяет в сто минимальных размеров оплаты труда, а для открытых АО - в тысячу минимальных размеров оплату труда.
Для государственных унитарных предприятий минимальный размер уставного фонда составляет пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, а для муниципальных унитарных предприятий - одну тысячу. Казенные предприятия вообще действуют без уставного фонда (ст. 12 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Для производственных кооперативов минимальный размер паевого взноса законодательно не закреплен (согласно абз. 4 п. 2 ст. 10 Федерального закона "О производственных кооперативах", размер паевого взноса устанавливается уставом кооператива). При этом ГК РФ (п. 2 ст. 109) и Закон о производственных кооперативах (п. 1 ст. 10) императивно закрепили минимальный размер части паевых взносов, которые члены кооператива должны внести к моменту государственной регистрации, - 10% от полной суммы паевого взноса.
Следует подчеркнуть, что законодательством в отношении ряда организационно-правовых форм юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью, акционерных общества, производственных кооперативов и др.) предусмотрено формирование уставного капитала не только денежными средствами, но и ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо правами, имеющими денежную оценку. Все такие неденежные вложения должны быть оценены в денежном выражении.
Серьезной проблемой действующего регулирования уставного капитала юридического лица является отсутствие каких бы то ни было механизмов реального контроля за наличием имущества, его составляющего. Среди документов, которые необходимо представить для государственной регистрации юридического лица в связи с его созданием, ст. 12 Закона о регистрации предусматривает два документа, содержание которых затрагивает уставный капитал, - заявление о государственной регистрации и учредительные документы регистрируемого юридического лица. Согласно официальной форме заявления, заявитель в ней указывает лишь на форму имущественной основы (уставный капитал, складочный капитал, уставный фонд, паевые взносы), а также его размер. То же самое предусмотрено, как будет показано ниже, и в отношении учредительных документов.
Вместе с тем, ни заявление, ни учредительные документы не содержат в себе сведений, подтверждающих оплату учредителями уставного капитала. В связи с этим, на практике не редки случаи, когда создается коммерческая организация, учредительные документы которой (а также заявление на регистрацию) содержат все необходимые сведения, но реально размер уставного капитала не оплачивался. Отказать в государственной регистрации такого юридического лица невозможно, во-первых, потому что должностные лица регистрирующих органов не имеют законных прав на проведение содержательной экспертизы представленных документов (т.е. проверку таких документов на их
достоверность и соответствие законодательству) и, во-вторых, потому что в ст. 23 Закона о регистрации отсутствует соответствующее основание, которое могло бы быть применено в рассматриваемом случае.
Ущербность такого регулирования можно проследить из судебной практики, сложившейся в том числе при реализации норм, устанавливающих порядок формирования уставного капитала. Например, выявился ряд теоретических и практических проблем при внесении в качестве вклада в уставный капитал недвижимого имущества *(60). Как следует из ст. 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя недвижимого имущества по договору возникает с момента государственной регистрации права нового собственника. Но в таком случае возникает проблема регистрации права собственности юридического лица - нового собственника, если последнее еще не прошло процедуры государственной регистрации и в связи с этим еще не является созданным?
Вместе с тем, сложилась достаточно либеральная практика применения такой нестыковки законодательства, и юридические лица регистрируются при отсутствии реального внесения в уставный капитал недвижимого имущества. Благодаря такой ситуации, участник получает возможность заявить о внесении в качестве вклада недвижимое имущество (например, земельный участок), а после регистрации вновь образованного общества уклониться от государственной регистрации перехода права собственности на него, в результате чего получается, что у юридического лица отсутствует уставный капитал.
Показателен в этом смысле судебный прецедент по делу N А40-51583/04-145-66, в котором истец предъявил требование о признании незаконными акта государственной регистрации ООО и действий по внесению в реестр записи о создании общества и обязании ответчика - ИМНС РФ по г. Москве внести в реестр запись о признании недействительной записи о государственной регистрации общества.
Заявитель обосновывал свои требования тем, что в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем на половину. Решением о создании и уставом общества предусмотрено, что уставный капитал общества должен быть оплачен путем внесения земельного участка. По мнению заявителя, учредитель считается оплатившим уставный капитал общества только в момент государственной регистрации перехода права к созданному обществу, вследствие чего общество было создано и зарегистрировано с нарушением п. 2 ст. 16 Закона об обществах с ограниченной ответственностью до момента оплаты уставного капитала. Решениями Арбитражного суда г. Москвы, а также девятого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении требований отказано. Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что регистрационным органом не допущено нарушений законодательства о регистрации юридических лиц. Апелляционная инстанция в дополнение к этому указала, что законом не
предусмотрена обязанность регистрационного органа производить проверку сведений, содержащихся в представленных на регистрацию юридического лица документах, а также регистрационные органы не вправе требовать от заявителей иные документы, не оговоренные ст. 12 Закона о регистрации. Кроме того, истец не доказал, что оспариваемым ненормативным актом были нарушены его законные права и интересы *(62).
Это лишний раз подтверждает тезис о необходимости усиления контрольной функции государственной регистрации юридических лиц, что может проявиться, во-первых, во введении обязательной стадии содержательной правовой экспертизы представленных документов, благодаря чему должностные лица регистрирующих органов получат возможность самостоятельно с помощью предусмотренных процессуальных действий получить необходимые сведения о формировании уставного капитала; во-вторых, в дополнении документом, подтверждающим формирование (оплату) уставного капитала списка документов, необходимых для регистрации юридического лица в связи с его созданием.
Специального указания в заявлении требует и количество лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица.
От имени юридического лица без доверенности имеют право выступать постоянно действующий исполнительный орган, управляющий либо управляющая компания, полные товарищи в хозяйственных товариществах, иные лица (органы) в соответствии с учредительными документам юридического лица или иными документами, определяющими перечень лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 53 ГК РФ, под органом юридического лица следует понимать лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица.
Состав, порядок образования органов, а также распределение компетенции между ними зависят от организационно-правовой формы юридического лица и определяются законом и учредительными документами юридического лица.
По общему правилу, юридическое лицо имеет как минимум два органа: орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица, а также исполнительный орган. Исключение из этого правила составляет унитарное предприятие. Единственным органом унитарного предприятия является его руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 5 ст. 113 ГК РФ).
Задача высшего органа управления ограничивается формированием воли юридического лица по основополагающим вопросам деятельности юридического лица, отнесенным к компетенции такого органа. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией состоит в обеспечении соблюдения ею целей, в интересах которых она была создана.
|