Высокую социально-экономическую значимость имеет государственная регистрация начала корпоративной деятельности, т.е. государственная регистрация юридического лица при его создании. Правовое регулирование этих отношений осуществляется главой IV Закона о регистрации "Государственная регистрация юридически лиц при их создании", которая объединяет в себе две статьи: 12 "Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица" и 13 "Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании".
Выступить заявителем данного вида государственной регистрации юридического лица вправе следующие физические лица:
1) учредитель (учредители) юридического лица;
2) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
3) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
От имени заявителя в органы Федеральной налоговой службы (регистрирующие органы) должны быть поданы следующие документы (ст. 12 Закона о регистрации):
а) заявление о государственной регистрации;
б) решение о создании юридического лица;
в) учредительные документы юридического лица;
г) в случае, если учредителем регистрации создания юридического лица выступает иностранное юридическое лицо, то требует представить дополнительно выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать представления иных
документов кроме документов, установленных ст. 12 Закона о регистрации (п. 4 ст. 9 Закона о регистрации).
Для правильного заполнения указанных форм Федеральная налоговая служба РФ издала Методические рекомендации, утвержденные Приказом ФНС РФ от 1 ноября 2004 г. . Рассмотрим их, а также иные предъявляемые законодательством требования, подробнее.
1. Заявление о государственной регистрации представляет собой трехстраничный документ с прикладываемыми листами, форма которого установлена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Необходимо заметить, что все указанные в форме заявления строки должны быть обязательно заполнены. Отсутствие даже части необходимых сведений служит основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в регистрации.
А. Так, в заявлении требуется указать наименование регистрируемого юридического лица, т.е. сведения о полном, сокращенном наименовании и, если регистрируется коммерческая организация, то и о фирменном наименовании. Если же в учредительных документах регистрируемого юридического лица наименование (в том числе и фирменное) указано так же и на иностранном языке или на одном из языков народов России, то необходимо указать и эти наименования, пометив, какой язык при этом использовался.
При заполнении заявления необходимо придерживаться общих требований, предъявляемых к наименованию юридического лица. Наиболее высокую
юридическую силу в этом отношении имеют положения ст. 54 ГК РФ, а также положения вступающей в силу с 1 января 2008 г. ст. 1473 части четвертой ГК РФ, которые в совокупности определяют, что наименование юридического лица включает в себя две части - собственно наименование и указание на организационно-правовую форму юридического лица (например, полное товарищество "Иванов и компания"). При этом наименования некоммерческих организаций, унитарных предприятий и, в предусмотренных законом случаях, коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (например, общественный фонд экономического взаимодействия "Светлана", муниципальное образовательное учреждение "Школа изобразительных искусств N 1" и т.п.). Статья 14, 73 ГК РФ предъявляет более жесткие требования к фирменным наименованиям коммерческих организаций. Теперь в него нельзя будет включать:
1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Для возможности использования сокращенного наименования в сделках, иной экономической деятельности, необходимо его также указать в заявлении о государственной регистрации, например, "МГУ им. М.В. Ломоносова", что является сокращением от "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова". Не воспрещается употреблять сокращения и в фирменных наименованиях.
Помимо этого, ГК РФ содержит ряд требований к наименованиям юридических лиц отдельных организационно-правовых форм. Так, п. 3 ст. 69 Кодекса РФ обязывает полные товарищества употреблять в содержании своего фирменного наименования либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество" (например, "полное товарищество Иванов, Петров, Сидоров" или "полное товарищество Иванов и компания"). Аналогичные требования содержатся практически по всем организационно-правовым формам (см. п. 4 ст. 82; п. 2 ст. 87; п. 2 ст. 96; п. 3 ст. 107; п. 3 ст. 113; п. 3 ст. 115; п. 3 ст. 116; п. 3 ст. 118; п. 5 ст. 121 ГК РФ).
Особо следует обратить внимание на употребление в наименовании юридического лица слов "Россия", "Российская Федерация", "российский",
"федеральный" и образованных на нх основе слов и словосочетаний. Употребление в наименовании юридического лица таких слов и словосочетаний претендует на их общероссийский статус независимо от реальных масштабов своей деятельности, этим самым вводя граждан и своих контрагентов в заблуждение. Правовую регламентацию ограничения их использования в настоящее время обеспечивает Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация". Оно установило что в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования "Россия", "Российская Федерация", слово "федеральный" и образованные на их основе слова и словосочетания могут применяться только в соответствии с актами Президента РФ и Правительства РФ. Исходя из этого, на регистрирующие органы возлагается обязанность по проверке возможности юридического лица использовать в своем наименовании указанные слова и словосочетания. Более того, Министерство по налогам и сборам в своем Письме от 27 августа 2004 г. отметило, что в случае отсутствия документа, подтверждающего согласованность вопроса об использовании в наименовании юридических лиц указанных слов и словосочетаний с соответствующим государственным органом, регистрирующие (налоговые) органы обязаны вынести решение об отказе в государственной регистрации.
Но в этом случае непонятно, каким из оснований, указанных в статье 23 Закона о регистрации, будет руководствоваться органы Федеральной налоговой службы. Наиболее вероятным в данном случае является основание, закрепленное в пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона (предусматривающее отказ в регистрации вследствие непредставления всех необходимых документов), но для его применения требуется обязательное условие - необходимые документы должны быть определены в самом Законе о регистрации. При этом в списке соответствующих документов, закрепленном в ст. 12 Закона, не содержится документа, подтверждающего согласованность вопроса об использовании в наименовании юридических лиц указанных слов и словосочетаний с соответствующим государственным органом. Соответственно и пп. "а" п. 1 ст. 23, как основание для отказа, в данном случае неприменим. Это подчеркивается и п. 1 ст. 51 ГК РФ, а также п. 2 ст. 23 Закона о регистрации, которые не допускают отказа в регистрации по основаниям, не предусмотренным законом.
Но подчеркнем, что все эти размышления основаны прежде всего на формально-юридическом подходе, на привычном для юристов языке закона. Вместе с тем, оперируя требованиями разума или требованиями права, следует признать, что отказ в регистрации по основанию несоответствия наименования юридического лица указанным в Постановлении Правительства от 7 декабря 1996 г. требованиям выглядит вполне разумным и должен бы, в принципе, применяться на практике. Единственный возможный выход из такой ситуации - это внесение соответствующих изменений
в законодательство и закрепление такого ограничения не на уровне подзаконного нормативного акта, а в нормах федерального закона.
Принятая недавно часть четвертая ГК РФ предприняла попытку таких изменений. В п. 4 ст. 1473 установлено, что включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций акционерного общества принадлежит РФ. Такое разрешение предполагается выдавать без указания срока его действия, и оно может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений будет устанавливаться законом.
Законодательством предусмотрены и иные ограничения в использовании в наименовании юридических лиц отдельных слов и словосочетаний. Так, ст. 5 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" запрещает использование слова "биржа" и словосочетание "товарная биржа" в наименовании юридических лиц, их филиалов и иных структурных подразделений, не являющихся товарными биржами. Так, абз. 4 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" запрещает использовать юридическим лицам, за исключением юридических лиц, получивших от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, в своем наименовании слова "банк" и словосочетание "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.
Нормы указанных нормативных правовых актов не предусматривают ничего кроме запрещений. А это означает, что никакого практического смысла такие ограничения на сегодняшний день не имеют. Их просто некому реализовывать. Единственный механизм их осуществления - это государственная регистрация юридических лиц, но действующее регистрационное законодательство, построенное на формальных началах, практически исключает содержательный контроль за статусом регистрируемого юридического лица.
В юридической литературе сегодня указывается на недостаточную проработку законодателем вопроса о невозможности использования юридическим лицом наименования идентичного наименованию другого юридического лица, зарегистрированного ранее. Это действительно достаточно серьезная проблема. Так, умышленно зарегистрировавшись под именем уже существующей организации, юридическое лицо получает возможность вводить контрагентов в заблуждение (например, относительно качества товаров, деловой репутации). Действующее российское законодательство на сегодняшний день не позволяет оградить добросовестных участников гражданского оборота от подобного рода ситуаций.
Имеющиеся нормы малоизвестны и фактически не применяются. К ним можно отнести Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности и Положение о фирме, утвержденное постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от
22 июня 1927 г. Первый из этих документов на международном уровне закрепляет правовую охрану фирменного наименования (ст. 8). Второй (п. 11) закрепляет возможность обладателя права на фирменное наименование требовать прекращения пользования тождественным или сходным наименованием со стороны других лиц, а равно возмещения убытков, причиненным таким пользователем. Но, как справедливо отмечается специалистами, приведенные положения не позволяют устранить причинение ущерба, не допустить возможность "проникновения" в сферу хозяйственных отношений субъекта, способного ввести в заблуждение контрагентов или причинить ущерб другим субъектам, т.е. устранить такие ситуации еще на стадии регистрации юридического лица.
Не менее серьезным недостатком действующего законодательства является легальная возможность использования в наименовании юридического лица любых слов и словосочетаний. Нередки ситуации, когда регистрирующие органы сталкиваются с юридическими лицами, имеющими наименования "Кремль", "Дети Путина" и др., в том числе и нецензурного содержания. Регистрирующие органы в ответ никаких правовых мер принять не уполномочены.
Не будет принципиальных изменений и с 1 января 2008 г., когда вступит в силу часть четвертая ГК РФ. Несмотря на то что в параграфе 1 главы 76 и установлены качественно иные требования к фирменным наименованиям, нежели существующие сегодня, действенных обеспечительных мер Закон не предусмотрел. В соответствии с п. 5 ст. 1473 ГК РФ, если фирменное наименование юридического лица не соответствует указанным требованиям, регистрирующий орган вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
Правильным в данной ситуации было бы закрепить в качестве конкретного процессуального действия в рамках содержательной правовой экспертизы представленных на регистрацию документов проверку должностными лицами регистрирующих органов, не зарегистрирована ли уже с предлагаемым наименованием уже действующая организация, и если зарегистрирована, то обязать их принять решение об отказе в регистрации с помещением соответствующего основания в список оснований для отказа в регистрации. Обязательным предметом такой экспертизы должно стать и соблюдение регистрируемым юридическим лицом требований к его наименованию.
Б. При заполнении раздела "Адрес (место нахождения)" заявителю необходимо руководствоваться следующим. Согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется в его учредительных документах.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации, местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
|