Сегодня ни одна из существующих правовых систем не представляет своего существования без такого субъекта права, как юридическое лицо. Зародившись, по мнению отдельных ученых, еще в Древнем Риме в виде частных корпораций, конструкция юридического лица из века в век становилась все более совершенной и сегодня приобрела настолько привычный характер, что уже практически никем не оспаривается.
Согласно действующему отечественному законодательству, юридическими лицами в России могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (т.е. коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие прибыль между участниками (т.е. некоммерческие организации).
Значение коммерческих организаций в гражданском обороте трудно переоценить, особенно в свете развития в нашей стране рыночных механизмов хозяйствования. Сейчас все еще большое количество субъектов предпринимателей (примерно 30%) предпочитают заниматься этой деятельностью в форме юридического лица. По статистическим данным, примерно 73% (в абсолютных величинах эта цифра приближается к двум миллионам) юридических лиц являются коммерческими, т.е. создаются прежде всего для извлечения прибыли.
Велико значение юридических лиц и в некоммерческой сфере. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Одним из основных условий осуществления корпоративной деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в правовой оборот. Универсальный (всеобщий) характер такой легитимации имеет государственная регистрация юридических лиц. В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекс РФ, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.
Толковый словарь С.И. Ожегова под глаголом "регистрировать" понимает "записывать, отмечать с целью учета, систематизации, придания законной силы чему-нибудь" . В государственно-правовой науке понятие регистрации имеет свое собственное значение, которое выражается в двух аспектах: во-первых, как внесение в список, книгу; составление перечня, описи и, во-вторых, запись фактов или явлений с целью учета, придания факта законности .
Исходя из формулировки понятия государственной регистрации юридических лиц, можно выделить следующие его общие признаки.
1. Под регистрацией (как основным термином) понимается, во-первых, внесение каких-либо данных в реестр с целью их фиксации и учета и, во-вторых, придание какому-либо факту статуса законности, что выражается в контролирующей и легитимирующей функции регистрации.
2. Слово "государственная" подчеркивает, что такую деятельность может и должно осуществлять только государство, от имени которого выступают органы государственной власти. Создание частных (или муниципальных) организаций, которые занимались бы узаконением юридических лиц, не допускается.
3. Процедуре государственной регистрации можно подвергнуть лишь юридическое лицо, т.е. согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ, организацию, "которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде" .
Таким образом, сущность регистрации юридических лиц мохарактеризовать:
а) как легитимацию (узаконение) юридического лица в качестве специального субъекта права;
б) как внесение записи о такой легитимации в специальный документ (государственный реестр) с целью учета и доступности сведений о зарегистрированных юридических лицах.
Легальное определение государственной регистрации юридических лиц дается в статье 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (в редакции 23 февраля 2003 г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц в соответствии с законодательством.
Из этого определения можно вывести ряд легальных признаков, присущих государственной регистрации юридических лиц.
Во-первых, государственная регистрация материализуется в акте уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Во-вторых, государственной регистрации подвергаются определенные факты, имеющие отношение к правовому статусу юридического лица. Таковыми фактами выступают:
а) создание юридического лица;
б) реорганизация юридического лица;
в) ликвидация юридического лица;
г) внесение изменений в учредительные документы юридического лица и (или) внесение изменений в ЕГРЮЛ.
Исходя из назначения этого правового института, единой целью государственной регистрации юридических лиц можно назвать обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства в сфере корпоративных отношений. Конкретными же задачами рассматриваемого института выступают: недопущение в гражданский оборот порочных субъектов (заявленный правовой статус которых противоречит законодательству); устранение практики монополизации рынка; ведение открытого списка (реестра) зарегистрированных субъектов и др.
Отечественное законодательство правовую роль института государственной регистрации юридического лица представляет в следующем.
При государственной регистрации юридического лица в связи с его созданием происходит возникновение у юридического лица правоспособности (п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ), что предполагает возможность "иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности" (абз. 1 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ). Остальные элементы правового значения создания юридического лица проектируются от правоспособности: это могут быть различные правомочия, обязанности
юридических лиц, возможность ответственности за неправомерную деятельность и т.д. Так, для юридических лиц предусматривается гражданская (имущественная), административная и иные виды ответственности. Их применение возможно только после обретения статуса юридического лица, т.е. после их регистрации в таком качестве.
При государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации, возникающие вследствие реорганизации (слияния, разделения, выделения и преобразования) юридические лица так же, как и при создании, обретают соответствующий объем правоспособности. Отличие между этими формами возникновения юридических лиц состоит главным образом в том, что при реорганизации юридическое лицо не учреждается (т.е. не создается "с нуля"), а воссоздается в результате правопреемства. Так, при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу (п. 1 ст. 58 Гражданского кодекса РФ); при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ); при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам (п. 3 ст. 58 Гражданского кодекса РФ); при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса РФ); при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ).
При государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией у юридического лица происходит прекращение прав и обязанностей. Иными словами, после официально оформленной ликвидации юридическое лицо перестает обладать правоспособностью, а следовательно и не имеет правовой возможности заниматься своей деятельностью в рамках статуса юридического лица.
При государственной регистрации внесения изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и (или) в ЕГРЮЛ, происходит изменение правового статуса юридического лица (например, приобретают юридическую силу изменение места нахождения, наименования, количества филиалов и представительств и т.п.).
В зависимости от способов осуществления регистрационных процедур современная наука предпринимательского права позволяет говорить о такой категории, как форма государственной регистрации. Ее суть выражается в ответе на вопрос: как, каким образом осуществляется такая регистрация? Иными словами, данная правовая категория позволяет выявить концептуальный алгоритм процессуальных действий органов, принимающих решение о регистрации юридических лиц, в ходе принятия ими такого решения.
На сегодняшний день выделяют три основные формы государственной регистрации:
1) разрешительная форма,
2) явочная форма,
3) уведомительная форма.
Первая из выделенных форм - разрешительная. Из самого ее названия видно, что государственная регистрация основывается на необходимости получения согласия (разрешения) органа публичной власти, который либо разрешает такую регистрацию, либо ее запрещает. При этом подразумевается явно негативное отношение к такому разрешительному акту. Как правило, он принимается не на основе законодательно установленных условий (оснований), а имеет под собой исключительно субъективные начала.
В большинстве своем такая форма распространена в так называемых тоталитарных (в частности, полицейских) государствах, где практически все общественные отношения подчинены правилам, закрепленным в правовых нормах, и где органами государства осуществляется "тотальный" контроль над всеми сферами жизнедеятельности граждан. Крайним ее выражением является выдача разрешения, основанного не на законе или ином нормативном акте, а на ничем не связанной воле должностного лица, руководствующегося лишь идеологией государственной власти.
Особенность такой формы проявляется в достаточно широких полномочиях государственных органов в регистрационной сфере, а именно, и прежде всего, в их праве определять количество субъектов корпоративной деятельности, которых достаточно для эффективного, по их мнению, экономического оборота и социального развития. Это определение сводится, проще говоря, к делению всех юридических лиц на "нужных" и "ненужных" и строится на принципах "государственной" целесообразности.
В противоположность разрешительной форме регистрации в цивилизованных государствах преобладает явочная (иногда употребляются термины - явочно-нормативная или заявительная) форма. Она основана на ограниченном (соразмерном) вмешательстве государственной власти в корпоративные отношения, в частности в отношения по государственной регистрации юридических лиц. Как правило, задача такого вмешательства - это стабильное функционирование рыночной экономики, обеспечение ее прогрессивного развития.
Порядок государственной регистрации юридических лиц при такой форме сводится к простой проверке представленных на регистрацию документов и внесению данных о юридическом лице в соответствующий государственный реестр. Функция такой регистрации выражается в недопущении к предпринимательской и публичной некоммерческой деятельности субъектов, нарушающих требования законодательства, т.е. нарушающих или создающих угрозу нарушений законных и правомерных (как следствие, устоявшихся) правил корпоративной деятельности.
Анализируя нормы отечественного законодательства, можно признать, что в России наиболее распространена именно явочная форма регистрации. Она применяется при государственной регистрации почти всех (преимущественного большинства) юридических лиц.
С недавнего времени в теории активно обсуждается и так называемая уведомительная форма государственной регистрации юридических лиц - еще более либеральная форма их легализации. Роль государственных органов при ее применении сведена к минимуму. Чтобы зарегистрировать юридическое лицо заявитель должен лишь уведомить об этом государственные органы (причем это может быть осуществлено, например, путем отправки необходимого заявления по почте или даже с помощью средств телефонной связи). С момента получения такого уведомления на государственных органах лежит обязанность по занесению представленных сведений в специально созданный для этого государственный реестр, т.е. выполняется чисто техническая работа. Юридическое лицо считается созданным не с момента вынесения соответствующего решения регистрирующим органом (что характерно для двух указанных выше форм), а с момента подачи заявителем уведомления.
Таким образом, существование данной формы объясняется исключительно необходимостью статического учета всех субъектов, занимающихся предпринимательской или какой-либо некоммерческой деятельностью.
При этом российский законодатель полностью отказался от уведомительной формы государственной регистрации юридических лиц (за исключением уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица). Как справедливо подчеркивают критики последней, она хоть и красива для различного рода деклараций, но нисколько не соответствует реальным принципам рыночной экономики.
Анализ отечественного регистрационного законодательства позволяет выделить также группу специальных принципов государственной регистрации юридических лиц, на основе которых осуществляет правовое регулирование этих отношений:
- принцип всеобщности - процедуре государственной регистрации должны подвергнуться все без исключения организации, желающие приобрести статус юридические лица, а также все юридические лица, изменяющие свой правовой статус (реорганизующиеся, ликвидирующиеся, изменяющие сведения в учредительных документах или в государственном реестре).
- принцип достоверности представляемых сведений - все сведения, представляемые заявителем на государственную регистрацию, должны полностью соответствовать законодательству и отражать истинную информацию о регистрируемой организации;
- принцип платности - действия по государственной регистрации должны возмещаться уплатой заявителем государственной пошлины, которая, однако, по своей сумме не должна выступать препятствием для доступности регистрационных действий большинству населения;
- принцип "одного окна" - помимо осуществления чисто регистрационных действий регистрирующий орган должен самостоятельно представить необходимые сведения в соответствующие органы для регистрации юридического лица в качестве налогоплательщика, страхователя во внебюджетных фондах;
- принцип законодательного закрепления списка документов, необходимых для регистрации, процессуальных действий регистрирующих органов и оснований для отказа в регистрации - призван устранить возможные административные барьеры для заявителей путем урегулирования соответствующих отношений на уровне федерального закона;
- принцип минимального количества документов, необходимых для регистрации - все документы, необходимые для государственной регистрации, должны иметь разумное обоснование в рамках контрольной функции государства;
- принцип публичности - выражается в открытости деятельности регистрирующих органов, что проявляется в официальном оглашении мотивов отказа в регистрации, открытом допуске к сведениям о зарегистрированных юридических лицах (за исключением сведений, составляющих охраняемую государством тайну) и т.п.
|