общественную организацию (объединение) или в фонд (ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Ассоциация (союз) вправе преобразоваться в фонд, в автономную некоммерческую организацию, в хозяйственное товарищество или в хозяйственное общество (ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Если в законе отсутствуют указания на организационно-правовые формы, в которые может быть преобразовано юридическое лицо, следует учитывать, что в данном случае юридическое лицо может быть преобразовано в любые организационно-правовые формы.
Обращаем особое внимание, что приведение учредительных документов в соответствие с действующим законодательством (смена АОЗТ на ЗАО, ТОО на ООО), а также изменение типа акционерного общества (ЗАО на ОАО, ОАО на ЗАО) осуществляется в рамках одной организационно-правовой формы. Таким образом, приведение учредительных документов в соответствие с законодательством, а также изменение типа акционерного общества не является реорганизацией юридического лица в форме преобразования и осуществляется путем внесения изменений в учредительные документы юридического лица.
В случае несоблюдения юридическим лицом при государственной регистрации требований законодательства относительно организационно-правовой формы, в которую оно вправе преобразоваться, регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В данном случае презюмируется, что решение о реорганизации и передаточный акт содержат противоречащие законодательству положения, в связи с чем указанные документы считаются не представленными в регистрирующий орган. Соответственно основанием для отказа является непредставление необходимых для государственной регистрации документов .
Особую практическую и теоретическую сложность на сегодняшний день вызывает преобразование некоммерческих организаций в коммерческие, и наоборот. Главное препятствие можно увидеть в том, что некоммерческая организация по своей сути на ведение коммерческой деятельности не рассчитана. И хотя теоретически это действительно так, на практике многие некоммерческие организации создаются именно для коммерческой деятельности, а форма используется для снижения налогового бремени. Да и другие некоммерческие организации часто вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку существовать исключительно на благотворительные пожертвования сегодня затруднительно.
Коммерческая и некоммерческая деятельности подразумевают принципиальное различие; однако есть в них и общее, а именно направленность на достижение блага, общего для участников деятельности. Как в первом, так и во втором случаях деятельность служит не абстрактным общественным интересам, а интересам конкретных людей, которые в ней участвуют. Поэтому изменение
характера деятельности оказывается не таким радикальным, если состав участников и их заинтересованность в достижении общей цели сохраняются. Кроме того, законодатель устанавливает строгие ограничения: во-первых, для ряда некоммерческих организаций преобразование в коммерческое юридическое лицо вообще не допускается, а во-вторых, если такое преобразование допустимо, для него установлен особый, достаточно жесткий порядок.
Спорной является возможность преобразования в коммерческие юридические лица общественных организаций. С одной стороны, ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не устанавливает ограничений на преобразование в определенные организационно-правовые формы для общественных организаций; с другой стороны, это умолчание законодателя может быть истолковано как запрет на их преобразование в иные формы. По мнению многих специалистов, приоритет нужно отдать второй позиции: в ст. 25 Федерального закона "Об общественных объединениях" говорится о реорганизации общественных объединений, но ничего не сказано об условиях их преобразования; Федеральный закон "О некоммерческих организациях", определяя условия преобразования, устанавливает и порядок преобразования, но для общественных объединений такой нормы нет. Отсюда следует, что общественные организации могут быть реорганизованы только путем присоединения к другим общественным организациям или слияния с ними .
Заявителями государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, могут являться только две категории физических лиц:
1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
2) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Для того чтобы оформить реорганизацию, в регистрирующий орган от имени заявителя подаются следующие документы (статья 14 Закона о регистрации):
1) заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
2) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
3) решение о реорганизации юридического лица;
4) договор о слиянии в случаях, предусмотренных законом;
5) передаточный акт и разделительный баланс;
6) документ об уплате государственной пошлины.
Рассмотрим содержание этих документов подробнее.
1. Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, следует отличать от
заявления о создании юридического лица. Постановлением Правительства РФ утверждена и особая форма по его заполнению. При этом необходимо учитывать, что необходимость представления такого заявления возникает лишь при регистрации реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования. При реорганизации в форме присоединения в регистрирующий орган необходимо представить иное заявление, а именно, заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, форма которого также законодательно утверждена.
Правила по заполнению указанных заявлений располагаются в Методических рекомендациях, утвержденных Приказом ФНС от 1 ноября 2004 г.
2. Закон требует так же представления в регистрирующий орган подлинников или засвидетельствованных в нотариальном порядке копий учредительных документов каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В регистрирующий орган необходимо представить те учредительные документы, которые определены ГК РФ и иными законами для данной организационно-правовой формы.
3. Обязательным документом является так же решение о реорганизации юридического лица. Таким решением могут выступать следующие документы: протокол (общего собрания, съезда и т.п.), договор, правовой акт органа государственной власти или местного самоуправления, предписание антимонопольного органа о принудительном разделении или выделении. Смысл данного документа заключается в том, что он подтверждает волю участников юридического лица или уполномоченного государственного органа произвести реорганизацию.
4. Отличительным документом, представление которого предусмотрено только для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, является договор о слиянии. При этом закон сделал оговорку - его представление обязательно только в том случае, если это предусмотрено федеральными законами. Речь идет о законах, регламентирующих правовой статус отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Так, п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусматривает, что общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Аналогичное требование содержится и в отношении обществ с ограниченной ответственностью. Пункт 3 статьи 52 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусматривает, что при слиянии обществ с ограниченной ответственностью договор о слиянии "является, наряду с уставом, учредительным документом создаваемого в результате слияния общества и должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, к учредительному договору". Данное правило отсутствует в отношении договора слияния акционерных обществ (ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах"), поскольку
законодательством определено, что единственным учредительным документом акционерного общества является его устав (п. 3 ст. 98 ГК РФ, ст. 11 Закона об акционерных обществах).
Таким образом, под договором о слиянии следует понимать, по сути, учредительный договор нового реорганизованного путем слияния юридического лица. При этом такой договор имеет свои содержательные особенности, которые, главным образом, касаются перехода прав и обязанностей как самого юридического лица, так и его участников (в случае акционерных обществ -акционеров). По своей юридической природе такой договор является двусторонним (многосторонним), безвозмездным и консенсуальным.
В отношении договора о слиянии обществ с ограниченной ответственностью в отдельных комментариях к Закону о регистрации указывается, что такой договор отнесен к числу учредительных документов и представление его обязательно в соответствии как с пп. "б", так и с пп. "г" п. 1 ст. 14 Закона о регистрации . Однако неясно, необходимо ли такой договор представлять в двух экземплярах. В любом случае, когда такой договор представляется в соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 14, то необходимо представить подлинник или нотариально заверенную копию договора. Если же речь идет о представлении договора в соответствии с п. "г", то в Законе отсутствует указание на то, в какой форме он должен быть представлен .
5. Еще одним обязательным документом статья 14 Закона о регистрации определяет передаточный акт или разделительный баланс. Необходимость представления такого документа при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, отражена ивп. 2 ст. 59 ГК РФ.
Исходя из особенностей правопреемства при отдельных формах реорганизации (ст. 58 ГК РФ), передаточный акт составляется только в случае реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования. Разделительный баланс необходим в остальных случаях - реорганизации в форме разделения или выделения.
Содержательную сторону данных документов отражает п. 1 ст. 59 ГК РФ. Он императивно закрепляет, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать "положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами" .
Исходя из приведенной нормы закона, можно сделать вывод о том, что в передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения обо всех обязательствах долгового характера, а также обо всех правах требования, передаваемых реорганизуемым юридическим лицом своему правопреемнику, с обязательным указанием (подробной балансовой расшифровкой) числящихся по каждому кредитору и должнику денежных сумм .
ГК РФ в абз. 2 п. 2 ст. 59 особо подчеркивает, что "Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемствепо обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц". Этого же требования придерживается и судебная практика
|